вторник, 17 сентября 2013 г.

Дворец Бернсторффа

В Средние века соперничество друг с другом происходило на шпагах, в эпоху же Просвещения обычным стало соперничать, меряясь богатством, красотой любовниц и блеском своих домов. Именно этому обстоятельству обязан своим рождением дворец Бернсторффа (Bernstorffs Palace) в Копенгагене.
Когда вернувшийся из Австрии граф Кристиан Август фон Беркентин начал в 1751 году строить роскошный дворец на Бредгаде, то только что оставивший должность посла в Париже и назначенный министром иностранных дел Йоханн Хартвиг Эрнст фон Бернсторфф не захотел отставать от него и тоже начал строить себе дворец на той же самой улице. Более того: не желая ни в чем уступать Беркентину, Бернсторфф нанял того же архитектора, Йохана Готтфрида Розенберга, и приказал ему «сделать дворец не хуже, а лучше, чем у Беркентина». Подстегиваемый щедрыми посулами Розенберг с всем пылом принялся за выполнение заказа, и ровно через год после постройки дворца Беркентина на той же самой Бредгаде вырос и дворец Бернсторффа. Однако готовый результат едва ли удовлетворил министра. Несмотря на весь блеск и великолепие его дворца, он все же уступал дворцу Беркентина своим изяществом и стилем. Впрочем, в этом не было ничего удивительного, ведь Бернсторфф отдал строительство на откуп архитектору, полностью доверившись ему, а фон Беркентин колдовал над чертежами своего дворца сам, пытаясь воплотить в них свои представления об изяществе и совершенстве. А поскольку Беркентин был гораздо более тонкой натурой, с обостренным ощущением прекрасного, то и дворец его вышел гораздо более красивым. Однако, несмотря на неутоленное чувство соперничества, Йоханн фон Бернсторфф был в целом доволен своим дворцом и охотно принимал в нем самых разнообразных гостей.
Дворец Бернсторффа (Bernstorffs Palace)
Дворец Бернсторффа (Bernstorffs Palace)
В этом дворце он провел 22 года своей жизни. Как он признавался, «свои лучшие 22 года». Когда в 1772 году Йоханн фон Бернсторфф умер, то его дворец вместе с всем остальным имуществом перешел по наследству к его племяннику Андреасу Петеру Бернсторффу. Ровно через год после своего переезда в дворец Андреас Петер, как и его дядя, стал министром иностранных дел. Этот пост он занимал в течение целой четверти столетия. Благодаря этому дворец повидал множество видных иностранных гостей. В нем побывал португальский король Жузе I, король Сардинии Карл-Эммануил IV, герцог Баварии Максимилиан III, а также их министры иностранных дел, вельможи и приближенные. В эти годы двери дворца не закрывались практически ни днем, ни ночью, перед ним постоянно дежурили кареты и конные экипажи, а многочисленная челядь только и успевала возами завозить свежую провизию, цветы и вино, которое рекой лилось во время приема высокопоставленных гостей. На этих приемах вместе с Андреасом часто бывал и его сын Кристиан - молодой дипломат. Когда он подрос, то отец направил его послом в Берлин. Оттуда он поехал послом в Швецию. В Стокгольме его застала весть о болезни отца. Он примчался в Копенгаген, чтобы присутствовать при последних месяцах жизни отца, а когда того не стало, то унаследовал его дворец, а вскоре и его пост министра иностранных дел. Копенгагенцы шутили: «Дворец Бернсторффа - счастливый: всякий, кто живет в нем, просто обречен стать министром иностранных дел!». Однако пребывание на министерском посту не получилось таким же рекордно-долгим, как и у его отца. В 1811 году тот отправился послом в Вену, покинув дворец. Оттуда он уехал в Берлин, где также несколько лет служил послом, и лишь на склоне жизни возвратился в свой копенгагенский дворец.
После смерти Кристиана Бернсторффа в 1835 году дворец Бернсторффа был выкуплен датским королем. Главной причиной покупки стала близость этого здания к королевским дворцам Амалиенборг. В дворце Бернсторффа селили высокопоставленных гостей короля, когда те с всего мира приезжали в Копенгаген, и дворец вновь сиял и сверкал огнями, как во времена бессменного министра иностранных дел Андреаса Бернсторффа.
В 1881 году Кристиан IX передал дворец своему второму сыну Георгу, который еще в 17-летнем возрасте был избран на греческий престол и стал королем Греции. Потом новым греческим королем стал Константин I. Времена в Греции наступили нестабильные, страна бурлила, и королевской семье пришлось продать свой дворец в Копенгагене. Самые ценные предметы обстановки - французские гобелены по рисункам Франсуа Буше и мебель в стиле рококо, сделанные еще для Йоханна фон Бернсторффа, были и вовсе проданы американскому миллиардеру Вандербильту и уплыли за океан. После продажи дворца наследниками Георга I в нем в течение многих лет находилось датское страховое общество «Балтика». С 1995 года в нем размещаются подразделения Восточного апелляционного суда Дании.

Комментариев нет:

Отправить комментарий