среда, 29 мая 2013 г.

Скаген и Скагенская школа живописи

Скаген (Skagen) - это модный курорт, самая крайняя точка на севере Ютландии, что на мысе Гренен (известен как Мыс Skaw). Это место очень популярно и сюда приезжают гости со всего мира. Говорят, еще раньше, много веков назад, у Скагена собирались нехорошие люди. С зажженными огнями они бродили по берегу, и, когда корабли, идя на эти огоньки, терпели кораблекрушение, эти люди обирали и убивали своих жертв, а торговые грузы присваивали себе. В Скагене есть Статуя спасателя и рыбака, которая была торжественно открыта на 25-летие гавани Скагена. Ее автор Анна Мария Карл-Нильсен (Anne Marie Carl-Nielsen) - жена известного композитора Карла Нильсена.
В Скагене можно наблюдать незабываемое зрелище - слияние Балтийского и Северного морей, как их воды бурлят, встречаясь друг с другом. Это действительно надо видеть. Огромное открытое пространство здесь обладает особой силой свечения. Стихия воды, длинная береговая линия, бесконечные дюны, небо. И всюду свет. Непреодолимо притягателен он в летние белые ночи. Сюда любят приезжать датчане и художники из разных стран мира. Их привлекают этот особый свет, самобытная природа, непосредственная близость моря, безбрежность и открытость пространств. Благодаря этому в 70-х годах XIX века здесь сложилась даже особая «Скагенская школа живописи».
Grenen - мыс Skaw, Скаген
Grenen - мыс Skaw, Скаген
Через Скаген проходит незримая границa, разделяющая проливы Каттегат и Скагеррак (названный так в честь Скагена). Пролив Каттегат отделяет Данию от Швеции, а Скагеррак - от Норвегии. Каттегат относится к Балтийскому морю, а Скагеррак - к Северному. И в том месте, где их воды встречаются, они начинают кипеть и бурлить. Воды Балтийского и Северного морей отличаются даже цветом - вода Балтики более темная и более серая, в то время как вода Северного моря - более синяя. В Скагене это видно особенно хорошо. Сливаясь вместе, воды обоих морей образуют мощные вихревые течения, которые постоянно меняют очертания самой крайней точки Скагенского полуострова - мыса Гренен. Исторически мыс Гренен постоянно смещается то влево, то вправо, то вытягивается дальше в море, то, наоборот, словно пытается спрятаться в глубине суши. Датские географы постоянно записывают изменения очертаний мыса Гренен на кинопленку, и когда они в ускоренном режиме прокручивают ее, это представляет действительно незабываемое зрелище.
Скагенский полуостров был известен еще древнеримскому историку Плинию Старшему (Plinius Maior). В одной из своих книг, посвященных географии, Плиний описал, как в этом месте сливаются воды Балтийского и Северного морей. Тогда Скагенский полуостров назывался Тастрис (Tastris) и был населен представителями германского племени кимвров (Cimbri).
Турбулентность водных потоков в районе Скагена приводила к тому, что здесь постоянно происходили крушения и гибель судов. Поэтому уже в XV веке в этом месте был установлен один из первых в Дании маяков - Виппефюр. Этот маяк сохранился вплоть до наших дней.
Хозяин Скагена - это песок, который царит на каждой улице. Вся жизнь в Скагене - постоянная борьба с песком. Он постоянно поглощает все новые улицы, переулки и дома. Местному населению очень сложно бороться с этим нашествием. Главная жертва песка - церковь, которая утонула под давлением стихии и практически полностью скрылась от взглядов. Только лишь старая колокольня осталась видна: ее шпиль до сих пор упрямо торчит из под завала ввысь. Эта церковь так и называется «Тильсандедекирке» (Den tilsandede Kirke), то есть «ушедшая в песок церковь». Неподалеку от этой церкви можно увидеть подвижные дюны, перемещающиеся вдоль берега в поисках покоя. Они постоянно изменяются. А если отследить их маршрут и забраться на 40-метровую высоту, то моментально можно перенестись в Сахару.
Скаген, где небо и море сливаются вместе, стал любимым пристанищем для художников, которые приезжают сюда со всего мира. Каждый год мастера кисти из разных стран отправляются на север Ютландии за вдохновением и возвращаются на родину с готовыми картинами или набросками. На привезенных из Скагена холстах запечатлены суровая и удивительная природа севера, изумительное море, загадочные дюны, рыбачьи лодки, крыши домов. Однако никакие картины не смогут передать полное чувство восторга от настоящего Скагена.
«Гип-гип, ура! Праздник художников Скагена» - это название одного из полотен замечательного датского живописца Педера Северина Крейер (1851-1909). В нем запечатлен кульминационный момент дружеского застолья, ощущение приподнятой атмосферы от встречи художников Скагена, сидящих вместе за одним столом. Современники свидетельствуют - именно так и было. Начиная с 1871 года в Скаген приезжали не только датские живописцы, но и мастера из других европейских стран. Постепенно сложился творческий коллектив, который оставил глубокий след в скандинавской культуре рубежа веков. Крейер и Анкер увидели неповторимую прелесть здешней суровой природы, поразились тонким сочетанием красок заката и восхода солнца, встающего из вод Балтики и тонущего в Атлантике. Они поселились здесь, и их произведения прославили скромный рыбачий поселок. Из года в год сюда стали приезжать известные художники. Вслед за поэтом и художником Драхманом построил себе дом здесь и Крейер.
Исторический музей Скагена
Исторический музей Скагена
Бережно, как реликвии, сохраняются эти дома. Сюда приезжал и подолгу гостил не только знаменитый датский критик Георг Брандес, но и норвежец Мартиниус Бьернсон, композитор Антон Свенде и другие деятели искусства Скандинавии. Вскоре для всех художников Скандинавии, а в особенности для молодежи, поездки на этюды в Скаген стали традицией вроде путешествия в Италию. Душой этой интернациональной колонии были Анна и Микаэль Анкер, датские художники. Анна Анкер была уроженкой здешних мест. Ее отец содержал гостиницу, в которой во время путешествия на север Дании в 1859 году - год рождения Анны - останавливался Ханс Кристиан Андерсен. А когда в Скагене появились их друзья-художники, то дом Анкеров стал центром, где кипела художественная жизнь. Днем художники работали, вечера проводили в творческих спорах, беседах об искусстве.
«Скагенская школа» - это прежде всего школа тонких, необычайно лирических морских пейзажей, живописных поэм моря и пляжей, восхода и заката солнца над морем. Когда смотришь на эти картины, то так и ощущаешь игру солнечного света на своем лице и словно наяву вдыхаешь непередаваемый запах моря. Каждый из художников Скагена стремился по-своему выразить своеобразие уникальной природы побережья. Его красота, казалось, просто завораживала их. Излюбленным мотивом живописи становятся прогулки по берегу моря. Крейер изображает себя вместе с женой, затем ее одну с собакой в нарядном и длинном светлом платье, высокую стройную фигуру на фоне моря. Его персонажи любуются вечерним закатом. Смотрят, как солнце скрывается за горизонтом, как последний луч трепетно скользит по воде. Голубое с перламутровыми переливами море тогда исполнено покоем и тишины, охватывающих всю природу.
Художники Скагена любили писать мягкий вечерний голубоватый свет. Магия голубых тонов притягивала и Анну Анкер. Но точно так же, как и особенной, ни с чем несравнимой природой Скагена, художники были поражены судьбами людей, которые жили здесь, - местных рыбаков. Их суровый и мужественный труд, постоянно связанный с риском, их лицa, словно отшлифованные северным ветром и водой и всегда точно исполненные высокого благородства, восхищали живописцев, и вполне естественно, что они постарались запечатлеть их на своих полотнах.
Неофициальным гербом нынешнего Скагена закономерно стала камбала, изображенная в виде палитры художника. Городок ныне славится Музеем рыболовства и Музеем изобразительных искусств, которым мог бы похвастаться и любой большой город. Музей был сооружен прямо в старом саду, отданном в его распоряжение главой семьи Анкер. Составной частью Музея Скагена является обеденный зал старого Брендумского отеля, где вместе собирались все художники и их гости, и овальный стол с девятью дубовыми стульями, за которыми они сидели.
В Скагене большинство кораблей ходит под панамским флагом. Все правильно - это теперь флаг кораблей, плавающих вокруг Дании. Таковы неумолимые законы экономики и малых налоговых ставок, делающих Панаму раем для регистрации там судов. Но, помимо экономики, есть еще и красота - а именно ее и создавали художники «Скагенской школы». И эта красота так же важна для людей, как и корабли, перевозящие грузы, и море, по которому они плывут. Она как бы связывает их, делая весь мир единым, созданным для человека. Художники «Скагенской школы» знали этот секрет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий