вторник, 11 июня 2013 г.

Новая Карлсбергская глиптотека Копенгагена

В настоящее время каждый датчанин знает что такое «Новый Карлсберг-фонд». Местная пресса всегда пишет о том, какие и сколько произведений искусств были куплены на средства фонда, для какого музея или галереи они предназначены. «Новый Карлсберг-фонд» тесно связан и с историей создания Новой Карлсбергской глиптотеки в Копенгагене - одной из богатейших художественных сокровищниц Европы.
Новая Карлсбергская глиптотека (Ny Carlsberg Glyptotek) была основана в 1888 году Карлом и Оттилией Якобсен, владельцами пивного завода Карлсберг (Carlsberg), того самого, который производит «возможно, лучшее пиво в мире». Пивоваренный завод полностью финансировал возведение здания и до сих пор поддерживает эту программу. Поэтому, как говорят датчане: «Если ты выпил бутылку пива Carlsberg - ты уже сделал вклад в развитие искусства своей страны». Глиптотеку построили два известных архитектора - Вильгельм Далеруп (восточный фасад) и Xэк Кампманн (западный фасад). Величественный красновато-розовый фасад глиптотеки, обрамленный гранитными колоннами и украшенный множеством резных барельефов и фризов, находится неподалеку от парка Тиволи, выходит на бульвар Андерсена и примыкающую к нему площадь Данте.
В 1996 году к глиптотеке пристроили крыло из белого мрамора и гранита. Глиптотека была заново открыта в 2006 году, после 3-х летнего закрытия на строительство нового крыла. Общие расходы составили 17 млн. долларов США. В современном крыле расположены произведения Родена и скульптура. На нижних этажах расположена скульптура античных времен, а на верхних - полотна импрессионистов. Наиболее впечатляющим экспонатом является скульптура доисторического бегемота. Также здесь можно увидеть бюсты Помпея, Вергилия, Августа, Траяна и других. В музее есть собственный ресторан - кафе Glyptoteket. Для некоторых местных жителей ресторан настолько привлекателен, что они приходят сюда только ради него, не с целью посещения музея. Если вы ребенок или взрослый человек, если вы женщина или мужчина, вы однозначно найдете для себя много нового и интересного в Новой Карлсбергской глиптотеке.
Новая глиптотека Карлсберга в Копенгагене
Словно для того, чтобы сторожить заключенные в здании сокровища, перед ним в настороженной позе расположились огромные бронзовые львы. Внутри здания устроен огромный зимний сад, в котором отдыхают посетители, приезжающие из всех уголков Дании с семьями, а также иностранные туристы, проводящие там под сенью пальм по несколько дней, естественно, с перерывами. Замечательная коллекция музея включает в себя произведения греческого, этрусского, египетского и римского искусства, прекрасные работы французских скульпторов и художников. На выставке также присутствуют картины эпохи датского золотого века.
Целое крыло глиптотеки посвящено работам Поля Гогена. Копенгагенское собрание работ Гогена является крупнейшим во всем мире и одним из лучших по качеству. Такое обилие работ Гогена в Дании может показаться странным, ведь мы привыкли связывать Гогена с Парижем, где он родился, или с Таити и Маркизскими островами, где он написал свои самые яркие картины и завершил свое существование. Однако в действительности Дания была для великого художника ничуть не менее родной, чем Франция или тропические острова Тихого океана. Ведь именно здесь, в Дании, великий мастер обрел главную любовь своей жизни - прекрасную датчанку Мэтте-Софи Гад. Любовь вскружила ему голову, он не мог ни говорить, ни думать ни о ком другом, кроме Мэтте. 26 ноября 1873 года они поженились, и с тех пор Мэтте стала главной героиней его картин и основной моделью для его скульптур. Поль умел не только великолепно рисовать, но и замечательно ваять. Статуэтки с изображениями Мэтте также хранятся в копенгагенской глиптотеке. Мэтте родила Гогену пять детей: четыре сына - Кловис (он был назван так в честь своего дедушки), Эмиль, Жан-Рене, Поль, а также дочь Алину. Гоген наслаждался жизнью в Копенгагене и занятиями живописью. Однако затем разразился биржевой кризис, и он потерял свою привычную и дававшую большой доход работу биржевого маклера. С другой стороны, живопись все глубже затягивала его, и он уже не хотел заниматься ничем иным, кроме рисования. Страсть к живописи ослепила его так же, как до этого страсть к Мэтте. В 1894 году он провел последний год в Копенгагене, а в следующем, 1895, отправился на Таити. С Таити он перебрался на остров Хива-Оа из группы Маркизских островов, чтобы быть как можно ближе к природе и как можно дальше от цивилизации. Там, в южных морях, Гоген провел восемь самых счастливых и одновременно самых тяжелых лет своей жизни. Он создал там немыслимое количество шедевров и одновременно впадал в безумное отчаяние, мучился от непризнания, хотел даже покончить жизнь самоубийством, заболел сифилисом. И за оскорбление колониальных властей был, в конце концов, приговорен к тюремному заключению. От наказания Поля избавила внезапная кончина. Вместе со смертью пришло и мировое признание. Гоген был официально признан гением, цены на его картины стали расти в геометрической прогрессии, но художнику было уже все равно.
Его сын, которого тоже звали Поль Гоген, но который был больше известен под своим детским прозвищем «Пола», стал известным датским художником. Затем он перебрался в Норвегию, прославился как театральный художник, много выставлялся, рисовал самого короля, и основал там целую художественную школу. А его сын, внук Гогена, Поль-Рене Гоген, также пошел по пути своего великого деда. Он родился и жил в Копенгагене, объездил всю Европу, а умер в Испании. Полотна сына и внука Гогена также представлены в глиптотеке. Они поражают своим сходством с работами самого Поля Гогена, и одновременно своей непохожестью на них. Но печать гениальности, которая была в крови рода Гогенов, отчетливо лежит и на них.
В Дании живет немало людей с редкой фамилией Гоген - прямых потомков непревзойденного мастера живописи. Кто-то из них занимается медициной, кто-то наукой, кто-то юриспруденцией и бизнесом и, кто знает, быть может, кто-то из них тоже бредит сейчас южными морями, и, бросив все, отправится туда, чтобы создавать бессмертные шедевры.