воскресенье, 23 июня 2013 г.

Копенгагенский Оперный театр

Завершить путешествие по Нюхавну лучше всего, прокатившись на прогулочном корабле. С воды Копенгаген воспринимается абсолютно по-другому. Эта прогулка может стать вашим лучшим воспоминанием о датской столице. И когда корабль, вырвавшись из тесной гавани Нюхавна, возьмет курс в открытое море, то у вас на глазах прямо из воды вырастет величественное здание Новой оперы (Оперный театр Копенгагена) с грандиозной «парящей» крышей, выполненной из песчаника.
Постройку возводили 3 года. Это огромное здание находится на искусственном насыпном острове Хольмен (Holmen), неподалеку от королевского дворца Амалиенборг. В Оперный театр Копенгагена, открывшийся в 2005 году премьерой оперы Верди «Аида», переехала вся балетная труппа Датского королевского балета. Зал Store Scene вмещает примерно 1500 зрителей, а зал Takkelloftet - 150. Фойе настолько огромно, что в нем находятся собственные ресторан и кафе. Здание, спроектированное Хеннингом Ларсеном, также содержит и подземные помещения. Водный транспорт ходит сюда до причала Operaen. Когда спектакли не идут, здесь можно побывать в рамках экскурсии.
Оперный театр Копенгагена
Однако далеко не все жители столицы были рады появлению суперсовременного здания Новой оперы, слишком уж явно контрастировавшего со стилем исторической застройки Копенгагена. Ее стеклянный фасад с полосками из нержавеющей стали многие презрительно прозвали «решеткой радиатора» и «тостером», гигантскую плоскую крышу «бейсболкой», а размещенную на ней угловатую надстройку, в которой помещаются механизмы лифтов и сценического оборудования «нарывом». К тому же выяснилось, что оплачивавший стройку здания крупнейший датский предприниматель, миллиардер Мак-Кинни Меллер, получил за счет этого налоговых льгот и вычетов на гораздо большую сумму, чем стоило все строительство. Таким образом, он не только не потратил ни кроны, но, наоборот, нажился. Да и проект Ларсена был выбран без всякого конкурса: выделяя свои деньги на Новую оперу, Меллер поставил главным условием то, что ее будет строить Ларсен, без какого-либо конкурса.
Все сходятся лишь в одном, что Новая опера стала действительно удобной для зрителей и для самих артистов. В ней очень много места, здесь развернуто самое современное акустическое оборудование. Но если здание «Новой оперы», построенное в Сиднее по проекту другого гениального датского архитектора, Йорна Утзона (Jorn Utzon), стало известной и любимой во всем мире визитной карточкой Сиднея, то сказать то же самое про Новую оперу Копенгагена не сможет даже самый ярый ее поклонник. Глядя на нее, некоторые датчане, вздыхая, говорят: «В Сиднее Утзон создал шедевр. А у нас получился тостер в бейсболке, да еще и с нарывом на голове».
Стоя у здания Новой оперы, я с грустью думал о том, что это не самый удачный архитектурный проект прекрасного Копенгагена. Но тут я увидел очередной прогулочный катер, который пришвартовался к набережной. Из него выскочила очаровательная молодая датчанка и бросилась к юноше, ожидавшему ее на берегу. Молодые люди, обнявшись, укрылись в тени деревьев, высаженных у Новой оперы. Им и в голову не приходило, что они целуются у «тостера», да еще с «нарывом на голове». Наоборот, это было место их свидания, и они были здесь счастливы.